Литовченко Артем
Харьковский национальный университет, социологический факультет
Язык как
отчуждённая знаковая система способен влиять на
оформление и содержание реальности.
Согласно Фердинанду де Соссюру, язык существует
вне всякой зависимости от действительности и не
подвержен влиянию каких бы то ни было внешних
факторов, тогда как влияние языка на реальность
посредством структурирования последней
является неоспоримым [6; с. 87]. Я не предлагаю рассматривать это
утверждение как абсолют; однако можно свободно
говорить о значительности влияния языка на
различные сферы общественной жизни.
Политическая реальность может служить примером
такой сферы, которая существует исключительно
благодаря языку[1]. Сама политика – это изначально
словесное, языковое поле; создаётся она в языке,
действует посредством языка и даже
политическая борьба ведётся прежде всего в
языковом поле – борьба за право объявить
истинным свой вариант символического
структурирования реальности (в данном случае
языковой и символический уровни восприятия и
существования реальности если и не
накладываются друг на друга, то по крайней мере
соотносятся как форма и сущность).
Для
сознания большинства людей привычным является
знание о том, что любая сфера реальности
стремится проявиться в специфическом языке; язык
воспринимается прежде всего как отражение
реальности. На самом же деле язык – феномен
двойственный: он способен как отражать
существующую реальность и её закономерности, так
и создавать, влиять на действительность самым
существенным образом, – как уже было сказано
выше, путём её символического структурирования.
Меня в данной статье более интересует процесс создания
(видоизменения) реальности языком;
соответственно язык интересует меня в качестве
феномена, продуцирующего изменения.
Для
начала рассмотрим взаимоотношения языка и
сознания. Одна из теорий (разработанная Т. Дридзе
[3]), гласит, что содержательные элементы сознания
и их внутренние связи воспроизводятся в языке в
виде представлений о них. Средством и
инструментом воспроизведения являются знаки
языка. Постепенно, в процессе воспроизведения,
значение этих знаков начинает неминуемо
отдаляться от них; историчность и произвольность
связи "означаемое-означающее"
предопределяет её ослабление по прошествии
времени[2]. Форма
знакового проявления содержательных элементов
сознания получает самостоятельное сущностное
значение; таким образом, усиливается разрыв
между означаемым и означающим. Означающее (будь
то слово, языковая конструкция и т. п.)
приобретает собственное значение, не
совпадающее с изначальным; впоследствии это
новое значение замещает собой изначальное, и
действительное отношение содержательных
элементов сознания заменяется отношением
сконструированным. Таким образом, язык
становится фактором, формирующим мировоззрение [2; с. 20]. По такому же принципу
протекает взаимодействие языка и реальности:
здесь всё построено на сочетании языковых клише
(функциональная и интерпретируемая устоявшаяся
и устойчивая языковая конструкция) и речевых
штампов (дисфункциональное неинформативное
звуковое сочетание) [3; с.105]. Определённые
сферы реальности существуют лишь посредством их
оформления в языке (к ним относятся политическая,
правовая, во многом – экономическая реальность,
а по большому счёту – любая социально
сконструированная реальность)[3]. Для каждой из них
характерны, кроме всего прочего, свои
определённые клише, которые и управляют
функционированием этой сферы реальности. Если же
клише трансформируются в штампы (в объяснённом
нами смысле), то происходит разрыв: язык как
система создаёт определённую реальность с
собственным функциональным языком-речью,
который, искажаясь, отражает/создаёт уже не
изначальную реальность, а её фантом, подделку,
подобие.
Итак,
обособляясь, язык создаёт свою реальность – т.н.
мифы (Р.
Барт, М.
Фуко, К.
Леви-Стросс). В контексте этой статьи в качестве
мифов можно рассматривать разросшиеся штампы,
мутировавшие в систему восприятия определённого
явления или сферы реальности[4]. Совокупность
мифов образует дискурс.
Понятие "дискурс" имеет множество
определений. Здесь я придерживаюсь понимания
дискурса как системы функционального языка или
образов языкового происхождения, сформированной
обществом в целях распространения набора
представлений, убеждений и норм; в то же время это
воображаемое отношение людей к реальным
условиям их бытия [7; с. 108]. Дискурсов может быть любое
количество. Функционируют они тем или иным путём
в зависимости от того, какие мифы являются их
фундаментом. Таким образом, мифы являются
двойственным феноменом по отношению к дискурсу:
с одной стороны, это основа дискурса, прелюдия к
нему, с другой – это инструмент дискурсивной
власти (например, миф "благополучной семьи"
и т. д.). Цепочка замкнута: из мифов конструируется
дискурс, который далее использует эти и новые
мифы как орудие борьбы.
Официальный
политический дискурс Украины характеризуется
декларативностью, опустошённостью семантики и
резким несоответствием реальности.
Декларативность в данном случае означает замену
реального принятия способа мышления, убеждений,
норм, ценностей и т. д. заявлением о принятии.
Дискурс – в принципе, любой – стремится к
деформации реальности и навязыванию своего
смысла; продуцируемая декларативность нарушает
связи между поверхностным и глубинным слоями
сознания. Делается это, кроме всего прочего,
посредством всё тех же мифов (естественно,
используются самые разные способы
манипулирования сознанием: и собственно
языковые, и психологическое воздействие см. [ 5]).
Вот основные мифы, составляющие господствующий
дискурс Украины (дискурс власти):
1. миф о независимости Украины как
самодостаточном явлении.
Независимость рассматривается не как
инструмент, а как самоцель; она воспринимается
как однозначно свершившийся факт.
Реально зависимость (энергетическая, финансовая,
политическая) Украины от влиятельных стран
Запада и от России слишком велика, и можно
говорить лишь о декларации независимости;
2. миф о реальной демократии в Украине.
Миф основан на тезисе "разрушение
тоталитаризма автоматически рождает
демократию", изначально ошибочном; демократия,
опять же, лишь декларируется, существуют лишь её
формальные атрибуты, гражданское же общество
отсутствует (см.
статью Полохало В.
в журнале "Полис", №
3 за 1998 г.);
3. миф об исчезновении всех негативов
советского прошлого.
О декларативности этого мифа свидетельствует
семантическая опустошённость слов
"демократия", "рыночная экономика",
"свобода", "независимость" и т.
д.;
точно такая же опустошённость была свойственна
большей части советской общественному языку –
"социализм с человеческим лицом",
"моральный облик советского гражданина",
"светлое будущее", "коммунизм" и т. д.
Это слова-"ласки", термины, не имеющие
конкретного смысла, а лишь обладающие размытым
ассоциирующим полем;
4. миф об "идеальном" западном
демократическом капитализме.
Логика возникновения мифа: все недостатки
прошлого связаны с социализмом и Востоком (Азией,
Россией) – всё позитивное связано с демократией,
олицетворением которой является Запад. Это во
многом исторический миф, связанный со
стереотипами восприятия Азии как
нецивилизованного степно-кочевого ареала и
Запада как колыбели прогрессивного
человечества;
Эти четыре
мифа заключены в миф-оболочку о демократии как
идее, пригодной для буквальной реализации.
Основан этот миф на творениях западных
теоретиков, отрицающих возможность синтеза –
социал-демократического устройства реального
государства (это уже американский
политологический миф – см.
[4]); достаточно часто
аргументы этих авторов не вполне
убедительны (Липсет, в частности, очень
избирателен в подборе примеров).
5. миф об основном социокультурном и
геополитическом недоброжелателе – России.
Этот миф неразрывно связан с предыдущими и
определяет дальнейшее развитие украинской
культуры лишь как оппозиции российской; впрочем,
то же можно сказать и о большей части
предшествующего развития украинской культуры.
Причём оппозиция зачастую также лишь
декларируется, а имеет место стыдливое
копирование российских образцов (вспомним хотя
бы П. Тычину);
6. миф о "национальной идее" как
единственно верном пути развития.
Основные признаки – использование примеров и
ориентиров, взятых вне исторического контекста
(та же Франция); узкая трактовка "национальной
идеи" как националистической (этнократизм);
слабая аргументация конкретной потребности
Украины именно в национальной идее (см. журналы
"СіЧ", "Дивослово", "ПіК"
любой выпуск).
Этот миф рождает серию других:
а) миф об
унитарности Украины.
Игнорируются различия в историческом развитии
регионов Украины, в частности, совершенно разная
история Востока и Запада, породившая на первом
"пророссийские" ориентацию и менталитет, на
втором – "прозападные" (Польша, Западная
Европа);
б) миф об исключительности
украинской нации (в этническом смысле).
Крайние его проявления: украинцы – самый древний
народ на Земле, украинскому языку более трёх
тысяч лет (И.
Ющук.
Предисловие к учебнику украинского языка для 7-го
класса), всё украинское – это лучшее.
Миф заметно влияет на реальность: переписываются
учебники, издаётся соответствующая литература
(Словник
української міфології. Львів: Видавництво Львівського
університету, 1994; журнал "Ідея", главный печатный орган "Академії оригінальних
ідей України");
в) миф о
единственном коренном этносе Украины –
украинцах; игнорируется изначальная
многонациональность Украины;
г) миф о
необходимости единственного государственного
языка.
Игнорируются: статья 10 конституции Украины,
потребности от 55% до 70 % населения страны (по
исследованиям Е.
Головахи, В.
Бакирова, Л.
Танюка, социологов Харьковского национального
университета), мировой опыт решения языковой
проблемы (Финляндия, Канада, Швейцария, Бельгия,
ЮАР и т.
д.
– см. Смирнов А. Р. Опыт многоязычия современных
политических наций и Украина// Университеты. -1999.-
вып. 2).
Уровень
восприятия мифов различается по регионам
Украины.
Это чётко прослеживается по оценкам роли России
в жизни Украины жителями Юго-Восточного региона,
с одной стороны, и Западного – с другой.
Западная Украина однозначно ориентирована на
демократию американского/ западноевропейского
образцов, что и определяет её отношение к России.
Описанные выше мифы достаточно легко
приживаются на этой почве; крайнюю степень их
принятия олицетворяют националистические круги.
Жители Юго-Восточных областей, будучи в большей
степени пограничными по менталитету (т. к.
пребывают в перекрывающихся полях воззрений),
менее склонны к мифологизации сознания.
Здесь мифы глубоко принимаются лишь радикально
настроенными приверженцами коммунистов, причём
эти мифы противоположны по сути указанным выше
(официальным) и столь же оторваны от реальности.
Основные
различия в оценке роли России в жизни Украины:
Юго-Восточный
регион |
Западный
регион |
•Россия
– один из культурно-политических центров мира; •Россия
– близкий сосед, могучий друг и покровитель; •российская
и украинская культуры взаимодополняют друг
друга; •Россия
– единственное препятствие на пути мировой
экспансии западного "бездуховного
прагматизма"; •в
России выше (неважно, насколько) жизненные
показатели, "работает" экономика; •в
России политика оживлённая, много активных и
заметных лидеров; •Россия
– страна-родственник; для многих является
"исторической" родиной (на Юго-Востоке
Украины проживает много русских); •Россия
– это богатое русско- язычное информационное
поле. |
•Россия
– государство, не утратившее имперских амбиций; •Россия – близкий сосед
и давний враг-поработитель; •российская культура
поглощает и нивелирует украинскую; •Россия –
антидемократическое государство, империя,
олицетво- рение советского тоталитаризма; •Россия "качает"
ресурсы из субъектов РФ в Москву, пользуется
богатствами всего бывшего СССР; •Россия в политике
ориентируется на авторитаризм; •Россия – страна
народа-угнетателя; русские – нация с имперским
сознанием, прикрываю- щаяся термином "братский
народ"; •Россия стимулирует
экспансию русского языка в Украину. |
Крайняя степень:
Россия – основная надежда на восстановление
СССР, главный источник политико-экономических
идей. |
Крайняя степень:
Россия – основной политический, экономический и
культурный враг украинского народа. |
Жители
центрального региона (как, впрочем, и многие
жители других регионов) склонны к синтезу
позитивной и негативной оценок: отмечая все
негативные стремления России (в т.
ч.
и к мировому господству), они признают, что Россия
– один из основных политико-экономических
партнёров, и обращение к Западу не должно
означать отказ от отношений с Россией.
Официальный
дискурс правящей элиты свидетельствует о
попытках удовлетворить оба полюса, что является
вынужденной позицией.
Этот дискурс носит ярко выраженный
декларативный характер.
Декларативность официального политического
дискурса и политического языка Украины
трансформируется в декларативность мышления,
деятельности; потребность в осознании, понимании
и взаимодействии с реальностью атрофируется.
Вследствие этого люди гораздо легче поддаются
манипулятивному воздействию на символическом
уровне.
Результатом является отчуждение людей от власти,
политики, культуры; людей приучают мыслить
навязанными стереотипами.
А люди в большинстве своём вообще склонны
мыслить стереотипами. Вот почему ситуация
простого различия в менталитете жителей
Юго-Восточного и Западного регионов Украины
перерастает в однозначное противостояние –
сначала навязанное и принятое на декларативном
уровне, далее – принятое и интериоризированное.
Современная
политическая ситуация в Украине также может быть
рассмотрена с точки зрения столкновения
дискурсов и мифов. С одной стороны – оппозиция,
олицетворяющая прозападный дискурс и
использующая миф Гонгадзе в качестве
инструмента борьбы за дискурс власти, с другой –
президент Кучма, в дни кризиса "свернувший"
к России и вошедший тем самым в альтернативный,
анти-западный дискурс, использующий миф
Тимошенко. Заметим, что левая оппозиция,
развернувшая кампания, достаточно быстро отошла
в тень. Это объясняется качественным различием
дискурсов левой и правой оппозиций; в этой
ситуации левым будет одинаково полезен и провал
магистрального дискурса, и дискурса правой
оппозиции. Также в тени на данный момент
находится и В. Ющенко. Он не являет собой некий
альтернативный дискурс; скорее, он –
"козырь" прозападного дискурса, и
изначально борьба разворачивалась против мифа
Ющенко, а миф Гонгадзе был задействован в ответ
на применение мифа некомпетентности
Ющенко-премьера. Таким образом, этот
политический кризис очень ярко демонстрирует,
как происходит борьба дискурсов в украинской
политике.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бурдье
П. Социология политики. – М.: Социо-Логос, 1993
2. Волошинов
В. М. Марксизм и философия языка. – М., 1929
3. Дридзе
Т. М. Текстовая деятельность в структуре
социальной коммуникации. – М.: Наука, 1984
4. Липсет
С.
Третьего пути не существует// Полис. -1991.-№№ 5-6.
5. Литовченко
А. Язык как средство манипулирования
общественным мнением:социально-политический
аспект//
Методологія, теорія та практика соціологічного
аналізу сучасного суспільства: Збірник наукових
праць. – Харків, 2000.
6. Соссюр
Ф. Труды по языкознанию. – М.,1977
7. Ушакин
С. После модернизма: язык власти или власть
языка// ОНС. -1996.- №5.
8. Habermas J. Between Facts and Norms.
Contribution to a Discourse Theory of Law and Democracy. – Cambridge. The MIT Press,
1983
[1] В разное время
этот тезис выдвигался и доказывался многими
учёными, поэтому нет смысла здесь в очередной раз
уделять место его доказательству; назову лишь
некоторые имена – Ю. Хабермас, П. Бурдье, А.
Грамши, С. Ушакин и др. (см.[1, 7,8])
[2] О том, что связь "означающее - означаемое" произвольна и асимметрична, писал ещё де Соссюр [6]
[3]Ср.:
"общественное мнение кристаллизуется в
"говорящей" структуре"(Ю. Хабермас)[8;р. 97];"главной зада чей
полит.борьбы являются категории, делающие
социальный мир возможным"(П.
Бурдье) [1;с.163].
[4] Более общее и универсальное понимание мифов см. в работах М. Фуко, К. Леви-Стросса, Р. Барта.